Введение
Автомобильная дорога – это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
От качества автомобильных дорог зависит безопасность движения, комфорт перевозки пассажиров, эффективность работы автомобильного транспорта, срок службы дорожных конструкций.
Особое внимание необходимо уделять вопросам повышения качества и безопасности транспортной сети, уровень которых должен соответствовать современным стандартам и требованиям. Проблема качества строительства автомобильных дорог существует и требует решения.
Формирование эффективности системы качества
Целью системы качества при реализации дорожной деятельности является обеспечение необходимого уровня качества услуг (безопасность, скорость, комфорт), оказываемых пользователям автомобильных дорог и связанных с проездом по пути их следования.
Система качества: система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству.
Дорожная деятельность: деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Организация системы контроля качества применяемых при строительстве автомобильных дорог материалов, конструкций и изделий, а также работ и ее функционирование на объектах строительства – важнейший элемент создания качественной автомобильной сети.
Контроль качества работ
Входной контроль
Входной контроль – контроль поступающих на объект материалов, изделий и конструкций, а также разработанной технической документации с целью оценки их соответствия требованиям договора или проектной документации.
Входной контроль строительных материалов, конструкций, изделий и оборудования, поступающих на строительную площадку. Выполняется для подтверждения соответствия их требованиям нормативно-технической документации и проекта.
Входной контроль подразумевает наличие и ведение журнала входного контроля и включает:
- проверку наличия сопроводительных документов (паспорта на оборудование и материалы, сертификаты качества и т.п.);
- проверку соответствия материалов, конструкций, изделий и оборудования требованиям проекта и нормативных документов;
- проверку маркировки, упаковки, количественных показателей и условий хранения.
Операционный контроль
Операционный контроль – контроль, выполненный в процессе строительно-монтажных работ и/или непосредственно после их завершения с целью недопущения нарушений и несоответствий завершенных работ, которые могут быть скрыты при продолжении производства работ.
Операционный контроль осуществляется на строительных участках с целью подтверждения соответствия работ требованиям нормативной документации и проекта:
- соответствие последовательности и состава выполняемых технологических операций;
- допускаемые отклонения параметров, используемые при оценке качества работ;
- соблюдения технологических режимов определения и измерения контролируемых показателей;
- соответствие показателей качества выполнения операций и их результатов требованиям проектной, технологической и нормативной документаций;
- состояние и правильность работы оборудования и измерительных приборов, правильность их эксплуатации;
- наличие необходимой технологической документации.
Операционный контроль выполняется в соответствии со схемами операционного контроля, входящими в состав производственно-технической документации (технологические карты, инструкции, регламенты). Результаты операционного контроля регистрируются в общем журнале работ и специальных журналах.
Приемочный контроль
Приемочный контроль – контроль, осуществляемый после завершения отдельных видов работ или процессов.
Приемочный контроль законченных производством работ, элементов конструкций, материалов и конструктивов выполняется специализированными службами подрядчика на объекте строительства с целью определения их соответствия требованиям и принятия решения о предъявлении заказчику.
В процессе приемочного контроля подтверждается статус продукции: соответствующая/несоответствующая.
Подтверждение статуса обеспечивается посредством четкой ее идентификации на всех стадиях производственного процесса, а также нанесением требуемых обозначений или записями в сопровождающих ее документах.
Контроль качества слоев основания дорожной одежды
При устройстве дополнительных слоев основания необходимо контролировать соответствие качества применяемых материалов действующим нормативно-техническим стандартам и требованиям проекта:
- правильность размещения осевой линии земляного полотна;
- плотность, влажность земляного полотна;
- ровность поверхности;
- поперечный профиль земляного полотна (расстояние между осью и бровкой, поперечный уклон).
При устройстве дренирующего слоя из песка на стадии входного контроля необходимо контролировать соответствие качества песка требованиям проекта:
- гранулометрический состав песка;
- содержание пылеватых частиц;
- коэффициент фильтрации;
- влажность;
- плотность.
Вышеперечисленные свойства песка проверяются лабораторией строительной организации.
На стадии операционного контроля необходимо контролировать:
- равномерность распределения и толщину отсыпаемого слоя;
- при уплотнении следует проверять влажность песка, количество проходов уплотняющих машин, коэффициент уплотнения;
- толщину и ровность поверхности готового слоя;
- поперечный профиль (поперечные уклоны, соответствие рабочих отметок проекту).
Качество материала проверяют внешним осмотром, а также путём отбора проб и последующим испытанием образцов в соответствии с действующими нормами.
Метод оценки качества слоев оснований дорожных одежд из необработанных вяжущими материалов по деформативности их поверхности предназначен для определения параметров деформативности и их однородности на поверхности оснований дорожных одежд.
Рассматриваемый метод основан на определении деформативности основания комплексно динамическим и статическим нагружением его поверхности через штамп. Для определения статистических данных необходимо определять и фиксировать такие параметры как влажность и гранулометрический состав, а также параметры, оказывающие влияние на характеристики деформативности конструктивных слоев дорожной одежды.
Влияние однородности несвязных слоев дорожных одежд и грунтов земляного полотна на долговечность дорожной конструкции
Виды деформаций и разрушений дорожных одежд и земляного полотна
При проектировании дорожной одежды размеры каждого слоя выбирают с учетом местных материалов, возможных нагрузок и природно-климатических условий планируемой автомобильной дороги. Все расчеты выполняют для средних условий, поэтому возможны отклонения от расчетных условий, приводящие к потере прочности дорожной одежды, деформациям и разрушению.
Разрушения могут быть вызваны низким качеством выполнения работ, недостаточным или неправильным учетом гидрогеологических условий, применением материалов низкого качества. Большое значение в обеспечении устойчивости дорожной одежды имеет своевременный ремонт разрушенных участков дорожного покрытия. Появление остаточных деформаций, своевременно не ликвидированных, приводит к значительным разрушениям, как под действием движения транспортных средств, так и под влиянием природно-климатических факторов.
Основными видами деформаций и разрушений дорожной одежды являются:
- деформации и разрушения, вызванные пучинами, происходящими в весенний период при оттаивании грунта земляного полотна на участках с неблагоприятными условиями водоотвода и защиты земляного полотна от температурных воздействий. Причинами таких разрушений могут быть ошибки в оценке перспективной интенсивности движения и нагрузок, некачественные материалы и их неоднородность, недоуплотнение земляного полотна и дорожной одежды, а также переувлажнение земляного полотна;
- потери прочности дорожной одежды, вызванные непрерывным воздействием колес транспортных средств и природно-климатических факторов. На потерю прочности большое влияние оказывают ошибки, допущенные при проектировании, строительстве и эксплуатации дорожной одежды, а также температурные деформации;
- просадки нежестких дорожных одежд в виде впадин, возникающие в результате местных просадок недоуплотненного грунта или слоев дорожной одежды. Особенно часто этот вид деформации появляется на въездах на мост, в местах прокладки под существующими дорогами водопропускных труб и трубопроводов;
- сквозные трещины, характерные для цементобетонных покрытий, когда на них образуются просадки. Трещины появляются чаще всего в местах просадок земляного полотна и связаны с несвоевременным ремонтом дорожной одежды;
- проломы – разрушения дорожной одежды в виде длинных прорезей по полосам наката колес. Такие разрушения характерны для дорожных одежд переходного типа при проходе очень тяжелых транспортных средств и снижении несущей способности основания дорожной одежды.
Роль уплотнения грунта в обеспечении устойчивости земляного полотна и прочности дорожных одежд
Уплотнение грунта в конструкции земляного полотна является одной из наиболее ответственных технологических операций. Качество уплотнения грунта в насыпи или в рабочем слое выемок определяет устойчивость земляного полотна, что в конечном итоге обеспечивает надежность, прочность и долговечность дорожной одежды.
Причинами нарушения устойчивости земляного полотна могут быть недостаточная плотность грунта, приданная ему при строительстве или полученная в ходе эксплуатации вследствие отрицательного воздействия факторов водно-теплового режима земляного полотна и нагрузки от транспортных средств.
К числу основных технологических мер, обеспечивающих устойчивость земляного полотна, относят: послойное и равномерное уплотнение грунта уплотняющими машинами и механизмами, реализацию мероприятий по регулированию водно-теплового и технологических режимов земляного полотна автомобильной дороги.
Качественное уплотнение грунтов земляного полотна позволяет увеличить их прочность и тем самым уменьшить толщину дорожной одежды. При этом обеспечивается работа конструкции в упругой стадии независимо от сезона года и географических условий района проложения автомобильной дороги, а также снижается ее стоимость.
Обеспечение однородности несвязных конструктивных слоев дорожной одежды и земляного полотна
Одной из основных проблем дорожных конструкций, из-за которой существенно уменьшаются межремонтные сроки, – это продольные неровности образующиеся в процессе эксплуатации. Главным фактором продольных неровностей является неоднородность параметров жесткости и деформативной устойчивости всей дорожной конструкции, в каждом поперечном сечении и продольном плане. Параметры жесткости конструкции могут значительно отличаться, что приводит к образованию неровностей, которые увеличивают (до 20 раз, в зависимости от их значений) величину динамического воздействия транспортных средств на дорожную конструкцию. Все это ведет к усталостным разрушениям во всех элементах дорожных конструкций.
Деформативность основания – это комплекс параметров, применяемых для характеристики прочности на поверхности основания по критерию упругого прогиба и косвенной оценки качества уплотнения слоя основания, а также нижележащих слоёв (модули деформации и их отношение, величины деформаций) в различных условиях нагружения.
Параметры деформативности оснований вычисляются автоматически при использовании оборудования для статического и динамического нагружения.
Вывод
Итак, контроль качества работ на всех стадиях строительства требует особого внимания и строгого соблюдения требованиям нормативных документов и проекта. От качества работ многое зависит, например, безопасность и комфорт движения, срок службы автомобильной дороги, затраты на строительство и ремонт и т.д.
Нужно идти по пути обязательного улучшения свойств грунтов земляного полотна и подстилающего основания, поддерживая их стабильные свойства в течение всего периода эксплуатации дороги. С экономической точки зрения затраты на улучшение свойств грунтов могут дать эффект в снижении толщины дорожных одежд. Более того, дополнительные затраты окупятся снижением эксплуатационных расходов на капитальный ремонт дорожной одежды, а также замену грунтов земляного полотна в процессе эксплуатации на проблемных участках автомобильных дорог.
Автор: Максим Подгорнов, специалист по дорожному строительству