Московский метрополитен – подземный памятник архитектуры – благодаря своим старейшим станциям считается одним из красивейших в мире. Ежедневно сотни туристов спускаются под землю где-то в центре столицы, чтобы полюбоваться мозаиками и витражами, лепниной и скульптурными композициями, а сталинский ампир в интерьерах станций – визитная карточка столицы на протяжении 86 лет. Хотя туристы редко заглядывают за пределы Кольцевой линии, существуют экскурсии и по Московскому центральному кольцу, и на всё чаще открывающиеся новые станции. Москвичи, активно следящие за развитием сети метрополитена (каждый москвич и житель прилегающих к МКАД территорий ждет и надеется, что и рядом с его домом откроется заветный вестибюль), не могли не заметить, насколько за последнее десятилетие выросли темпы строительства подземки. Если за 80 лет – в период с 1931 по 2011 годы – было проложено 276 км путей, соединенных 170 станциями, то с 2011 по 2021 год – более 160 км путей и 87 станций – больше половины всех существующих ранее объемов! Структура метрополитена соответствует радиально-кольцевой структуре улично-дорожной сети города. Так в 1954 году была замкнута пятая из линий метро – Кольцевая; в 2016 году на базе путей Московской окружной железной дороги было открыто Московское центральное кольцо; а уже к концу 2022 года планируется полностью запустить Большую кольцевую линию. Два новых кольца не концентричны и поэтично пересекаются, обрамляя то самое первоначальное кольцо. И если первое кольцо появилось на схеме метро ровно в том месте, где товарищ Сталин поставил свою чашку с кофе, то появление второго пересадочного контура обусловлено необходимостью соединения удлиняющихся и разрастающихся радиальных веток.
Специалисты строительной лаборатории «Айронкон-Лаб» сопровождали строительство одной из станций Большой кольцевой линии – «Терехово». Документальное название объекта – «Транспортный подземный комплекс (ТПК) Терехово»: действительно, габариты станции и функциональное наполнение превращают её в целый подземный станционный комплекс, о чем детально будет рассказано далее. Станция расположена на острове, образованном петлёй Москвы-реки и Карамышевским спрямлением на северо-западе города. Планы по строительству здесь станции метрополитена являлись предметом ожесточенных дискуссий с 2019 года и до начала строительных работ, потому что на этом самом месте располагалась одна из трех уникальных деревень, сохранившихся внутри границ МКАД. Деревня Терехово была расселена и полностью ликвидирована уже к 2020 году. Однако, возведение на её месте современного высотного жилого района – вопрос градостроителей и защитников истории архитектуры, а мы вернёмся непосредственно к объекту, работы на котором сопровождала наша лаборатория, — станции «Терехово».
Летом 2019 года лаборатория «Айронкон-Лаб» начала сотрудничество с компанией ООО «СтройКА», занимающейся отделочными работами в вестибюлях станции. Позднее на место «СтройКИ» пришел другой субподрядчик – ООО «Стройиндустрия-17», с которым также был заключен договор на дальнейшее сотрудничество. Силами «Стройиндустрии-17» на объекте были выполнены 2/3 всего объема монолитных и архитектурных работ. В зависимости от требуемой загруженности в работах одновременно было задействовано от 50 до 350 человек.
«Станция подземная и строилась открытым способом на глубине 26,6 м: был вырыт огражденный стенами в грунте котлован, внутри которого велись основные работы – вязка арматурного каркаса и бетонирование колонн, платформ, перекрытий и сводов станции, оснований путей. После возведения внутреннего монолитного железобетонного каркаса проводилась обратная засыпка песком с последующим возведением входных павильонов и организацией благоустройства», – рассказывает начальник производственно-технического отдела ООО «Стройиндустрия-17» Дмитрий Сорокин.
В связи с особенностями расположения станции основная сложность заключалась в подтоплении грунтов: «Там было болото, — комментирует начальник отдела строительного контроля ООО «Трансметрогрупп» Дмитрий Иванов, — пришлось отводить много воды, укреплять грунты». В инженерном решении станции также предусмотрены мероприятия для отвода излишней воды в случае подтопления: вдоль коридоров устроены каналы и приямки, по которым отводится вода с последующей откачкой насосами.
Дмитрий Сорокин подробно рассказал о масштабах строительства и самого комплекса: «Когда пассажир спускается на станцию, он видит только кассовый зал и платформенную часть. Но «Терехово» – одна из самых масштабных станций, введённых в эксплуатацию за последнее время, – включает в себя шесть подземных этажей, на которых размещены 468 помещений. При этом площадь отделки пассажирской зоны составляет 8 650 м2, а служебных и технических помещений – 56 500 м2. Это помещения для расположения оборудования, комнаты отдыха персонала, медицинские помещения, санитарные узлы, огромные вентиляционные камеры. Многие из технических помещений полностью экранированы изнутри стальными листами для исключения вредного воздействия размещённого в них оборудования на находящихся в соседних помещениях людей. Всего было залито 73 500 м3 бетона, объем используемого песка составил 52 900 м3; было проложено 130 000 погонных метров кабеля, 1,2 км трубопроводов и 4 км наружных сетей. Говорят, что станция может без ущерба выдержать прямое попадание боевого снаряда. То есть, возможность использования метрополитена в качестве бомбоубежища не теряет своей актуальности и закладывается при проектировании новых станций».
Для отделки интерьеров станции «Терехово» фабрикой «Фиброль» из светло-серого стеклофибробетона были специально изготовлены панели, которыми облицованы стены и колонны, и рейки, формирующие поверхность потолка. Стеновые панели представляют собой половинки цилиндров, а на прямоугольных панелях колонн напечатаны силуэты людей — лучшие традиции монументальной живописи московского метро в современном исполнении. Почти белые металлические потолочные кассеты над светильниками позволяют залить станцию мягким отраженным светом; сами же кольцевые светильники отражаются в темно-сером граните пола. Производитель гарантирует, что станция надолго сохранит свой облик благодаря гидрофобному и антивандальному покрытию панелей.
Конечно, на таком стратегически важном объекте необходим тщательный, постоянный и последовательный контроль над проведением всех строительно-монтажных работ. Поэтому на протяжении почти двух лет работы на объекте «Айронкон-Лаб» сопровождала все внутренние работы по бетонированию и отделке вестибюлей и платформенных частей станции. Стоит отметить, что в туннеле на данном объекте специалисты нашей лаборатории не работали, поскольку проходкой туннеля занималась другая субподрядная организация. Лаборатория выполняла следующие работы:
- контроль бетона монолитных конструкций;
- контроль грунтовых, песчаных и щебеночных оснований;
- контроль обратной засыпки при заполнении пространства между возводимыми стенами вестибюля станции и существующими стенами в грунте;
- контроль влажности монолита перед нанесением гидроизоляции и проверка адгезии гидроизоляции к конструкции наружных стен;
- испытания кирпича и кладочного раствора, применяемых в перегородках;
- испытания разнообразных анкерных устройств под проектной нагрузкой;
- контроль сварных соединений, как визуальный, так и ультразвуковой;
- испытания монорельсов для подъема, ремонта и замены технологического оборудования, находящихся в технических помещениях станции;
- испытания рымов – замоноличенных или заанкеренных в бетон стальных петель для установки тросов и лебедок для перемещения оборудования в вертикальном направлении (в лифтовых шахтах такие петли предусматриваются для страховочных тросов лифтовых кабин) – под нагрузкой, создаваемой гидравлическим домкратом.
Специалисты ООО «Трансметрогрупп» и ООО «Стройиндустрия-17» совместной работой с лабораторией «Айронкон-Лаб» остались довольны: «Были выполнены все необходимые нам работы по всему комплексу, начиная от контроля бетонных работ и заканчивая контролем отделочных работ. Все испытания были закрыты в кратчайшие сроки, со стороны лаборатории не было отказов ни в каких просьбах. Очень приятно было работать с такими понимающими и квалифицированными специалистами».
Автор: Софья Леонидовна Скиба, архитектор, специалист в области уникальных сооружений
За предоставленные фотографии и видео благодарим сотрудников ООО «Стройиндустрия-17»